Писатель-фронтовик
(К 100-летию дня рождения ставропольского писателя Марьинского Валентина Даниловича)
(1924 – 1972)
Валентин Данилович Марьинский (литературный псевдоним Валентина Растеряева) родился в 1924 году в станице Марьинской на Ставрополье. Здесь же в 1941 году окончил десятилетку.
С 1942 года находился в рядах Советской Армии. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Был дважды ранен. Последнее время службы в армии провел в красноармейском ансамбле песни и пляски — членом творческой группы.
Демобилизовавшись из армии, вернулся на Ставрополье. Сдал экстерном экзамены на физико-математическое отделение учительского института. Работал сельским учителем.
В 1948 году В. Марьинский поступил в Ленинградский университет, откуда по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей был переведен в литературный институт им. Горького при СП СССР.
По окончании института сотрудничал в газете «Ставропольская правда».
Стихи В. Марьинский начал писать в годы войны. С 1947 года его произведения систематически печатались в газетах, альманахах, журналах, сборниках.
Первая книга стихов поэта «Мы за мир!» вышла в 1952 году на Ставрополье. В 1954 году вышла книга «Сердце поет». Стихотворения, написанные поэтом за последние годы жизни, вошли в сборник «Любовь и ненависть».
Валентин Марьинский — член Союза писателей СССР.
Третьего января 1962 года вышел очередной номер газеты «Литература и жизнь». Номер как номер. Но необычно то, что читателей в этом номере больше всего привлекали стихи. Стихи ставропольского поэта Валентина Марьинского.
Исключительное внимание, с каким писатели воссоздают бытовые подробности войны, каждодневные будни фронта и тыла, обыкновенные в своей непроизвольности и человечности чувства и мысли обыкновенных людей, их житейские пристрастия и антипатии, то есть все то, что как бы и не имеет прямого отношения к бою, к главной солдатской работе,— вот это жадное внимание вроде бы к несущественному, к сопутствующему войне дает основание говорить о значительности и величии фронтовой природе героизма Валентина Марьинского.
О стихотворении «Не пришедший с войны» тепло отозвался Константин Симонов. Через четыре года он в письме к автору повторил свою высокую оценку:
«…Когда я заново прочел Вашу балладу, у меня снова мороз подрал по коже, как тогда, когда я читал ее первый раз несколько лет назад, и снова вслух захотелось читать ее первому попавшемуся человеку… Повторяю, Ваша баллада произвела на меня, когда я прочел ее впервые, и производит сейчас самое сильное впечатление. Мне вообще кажется, что это одно из самых сильных стихотворений о войне, которые мне довелось читать после войны в нашей поэзии…»
Баллада командиру роты,
фамилия которого неизвестна.
За стеною, который не ведая год,
Человек, не вернувшийся с фронта, живет.
За высокой кирпичной больничной стеной
Слышен крик по ночам: «В наступленье!
За мной!»
«Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» –
Слышен крик вот уже восемнадцатый год.
Спит земля... людям видятся добрые сны.
Но не спит человек, не пришедший с войны.
Говорят доктора, наклонившись над ним:
«Трудный случай, наверное, неизлечим».
Задыхаясь в бреду, восемнадцатый год
Командир в наступление роту зовет...
А на стенке – часы безмятежно стучат,
А солдаты давно дома с женами спят.
Все окопы высокой травой заросли.
Тишина, только пение птичье вдали.
Лишь за этой стеной, за тяжелой стеной,
Бьется, мечется голос: «За Родину, в бой!»
Лишь один человек, только ночь настает,
Тянет руку вперед – в наступленье зовет.
Он с тревогой глядит на спокойных врачей.
Он не в силах фамилии вспомнить своей.
Где он жил? Где он рос? Где родные его? –
Неизвестно в больнице о нем ничего.
Белой веткой в окошко стучится весна, –
И не знает она, что такое война,
И не ведает, как за Кубанью-рекой
В рукопашную шел лейтенант молодой;
Как безжалостный штык перед грудью возник,
Как из сердца безумия вырвался крик.
Из палаты в палату всю ночь до утра
Коридорами длинными ходит сестра.
Там поправит постель, там прикроет окно.
Про себя помечтает: «Сходить бы в кино».
Капель в склянку нальет, и в положенный час
Лейтенанту больному лекарство подаст.
А на стенке часы — все стучат и стучат.
А в окне — кружат звезды, как стайка девчат.
И гудят поезда, и цветут города.
И, как птицы, летят над землею года.
Может быть, у того лейтенанта жена
Где-нибудь на Кубани тоскует одна.
Может быть, до сих пор в чудо верит и ждет
И, вздыхая, под вечер стоит у ворот.
Только он не придет никогда, никогда:
Он в атаку идет, он берет города.
«Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» –
Он кричит по ночам восемнадцатый год.
Он не помнит ни мать, ни жену, ни отца, –
Снятся пули ему, да осколки свинца,
Да внезапные вспышки в тревожных ночах,
Да могилы друзей в чужедальних полях...
Беспрерывно – уже восемнадцатый год! –
Человек в наступление роту ведет.
Восемнадцатый год все идет он вперед.
Все идет он вперед, и назад — не придет.
Как видим, оценки читателей и профессионала полностью совпали. Таково же мнение и Николая Рыленкова, высказанное им в предисловии к книге Марьинского «Тревожные облака»:
«Есть в искусстве старое золотое правило, обязующее судить о художнике по самым лучшим его творениям… Имя Валентина Марьинского хорошо известно на Северном Кавказе».
Запоминаются стихи и о фронтовой гитаре:
Она была
Лицом другая,
Невидная,
Недорогая
И не блистала
Модным лаком,
А просто шла
Со мной в атаку.
Да, в атаку бойцу-поэту приходилось ходить не раз и не два. Враг был уже у самых ворот родного Кавказ.
В боях на Северном Кавказе был дважды ранен. После второго ранения попал в красноармейский ансамбль песни и пляски. Еще в школе у него было три увлечения: литература, музыка и математика. В ансамбле литература и музыка подали друг другу руку: писал стихи и музыку к ним. А третье увлечение? Демобилизовавшись, парень из станицы Марьинской сдал экстерном экзамены на физико-математическое отделение учительского института, потом стал, как и его отец, сельским учителем.
Многие стихи В. Марьинского положены на музыку. Песни Валентина Марьинского «А война продолжается» и «Котелок», напечатанные одна в альманахе «Кубань», другая — в ставропольской газете. В песне «Котелок» авторский лиризм вдруг вскипает гневными нотами. Образ фронтового котелка вырастает в песне до символа настоящей дружбы, жизни по большому духовному счету. Мысль у Марьинского, поэта и композитора, всегда сплавлена с большим чувством. Ему свойствен не только правдивый драматизм, но и глубокая несгибаемая вера. Писатель писал о любви, живущем в наших сердцах.
Легенда о Любви Есть на свете легенда – такая, что встревожила сердце мое. Я теперь уж, пожалуй, не знаю, от кого я услышал ее... Там, где скал возвышаются груды, Там, где реки лазури синей, Жили-были в стране Изумрудов Двое очень красивых людей. У нее К словно золото косы И как два самоцвета глаза. В них сверкали весенние росы И родные плыли небеса. Он был статный, высокий и смелый. Многих воинов сильных племен В состязаниях неоднократно Побеждал как достойнейший он. Оба молоды, веселы были и здоровья имели сполна, И родители их поженили, Не просясь, как велит старина. И они не ошиблись Робея, В час рассветный призналась она, Что давно он ей жизни милее, Что навеки в него влюблена. Он молчал. Был он смел, но застенчив И не мог о любви говорить. Догорали последние звезды. Зажигалась полоска зари. А жена все от мужа признанья ждала, Не в силах уснуть И вздымалась в неровном дыхании Загорелая смуглая грудь... Шли года. Он ходил на охоту, в скитания. Возвращался порою в крови. Окружал он подругу заботой, Но, как прежде, молчал о любви. Подрастали красивые дети, Словно вешняя в поле трава. Взгляд у мужа был нежен и светел. Только где же признанья слова? Как она их ждала... А на свете в ту пору разразилась война... Был Он ранен. И умерли дети И в плену оказалась Она Но пять лун не взошло на поселок, Вдруг посыпались стрелы, как дождь. Шли бойцы ее племени. Вел их Поседевший без времени вождь. Был, он страшен, врагов оттесняя К темной речке, топя их в воде И узнала жена молодая мужа В сильном и смелом вожде. В буре стрел он на шкуре бизона Нес ее по дремучим лесам. Он ей волосы гладил влюблено, Но опять ничего не сказал. Так и умер. Копали могилу Меж деревьев больших и густых Племя ночью вождя хоронило По обычаям предков своих. Редели факелы строем печальным. Новый вождь принял стрелы и лук Слышен был в тишине погребальной стук сердец. И внезапно, и вдруг – «Он любил!» – вся листва прошептала «Он любил!» – птичий слышится крик, Будто птицы, деревья и скалы Обрели человечий язык. Внемлют воины, встав на колени, С удивленьем на рощу глядят. Но все громче звучит птичье пенье, И все громче звучит в небесах. «Он любил!» – гром летит над землею... И впервые жена поняла, что была эти годы глухою, Что все годы слепою жила. Он ходил на охоту, в скитанья, Возвращался порою в крови... Разве не было это признаньем самой верной и нежной любви? В буре стрел он на шкуре бизона Нес и стрелы руками ловил. Разве не было то подтвержденьем В самой чистой и светлой любви? И свершилось Великое Чудо – Ночью солнце взошло в небесах! Осветило страну Изумрудов В золотых и весенних лучах. То Любовь мир наполнила лаской То любовь продолжала цвести, Чтобы ясной, волнующей сказкой К нам, потомкам далеким дойти... Есть на свете легенда - такая, что заполнила сердце мое... Я теперь уж, пожалуй, не знаю От кого я услышал ее. Может в тихой осенней печали Тихий дождик ее рассказал, Может звезды ее прошептали, Может я ее выдумал сам...
Список литературы
- Марьинский, В. Д. Век стали и нежности: Лирика / В. Д. Марьинский: иллюстрации Е. Скрыпникова. – Москва: Московский рабочий, 1972. – 112 с.
- Марьинский, В. Д. За верстами – другие версты: Стихотворения / В. Д. Марьинский. – Ставрополь: Литературный фонд России, 1999. – 46 с.: ил.
- Марьинский, В. Д. Лирика / В. Д. Марьинский. – Ставрополь: Книжное издательство, 1974. – 126 с.