Писатель-фронтовик

(К 100-летию дня рождения ставропольского писателя Марьинского Валентина Даниловича)

(1924 – 1972)

Валентин Данилович Марьинский (литературный псевдоним Валентина Растеряева) родился в 1924 году в станице Марьинской на Ставрополье. Здесь же в 1941 году окончил десятилетку.

С 1942 года находился в рядах Советской Армии. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Был дважды ранен. Последнее время службы в армии провел в красноармейском ансамбле песни и пляски — членом творческой группы.

Демобилизовавшись из армии, вернулся на Ставрополье. Сдал экстерном экзамены на физико-математическое отделение учительского института. Работал сельским учителем.

В 1948 году В. Марьинский поступил в Ленинградский университет, откуда по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей был переведен в литературный институт им. Горького при СП СССР.

По окончании института сотрудничал в газете «Ставропольская правда».

Стихи В. Марьинский начал писать в годы войны. С 1947 года его произведения систематически печатались в газетах, альманахах, журналах, сборниках.

Первая книга стихов поэта «Мы за мир!» вышла в 1952 году на Ставрополье. В 1954 году вышла книга «Сердце поет». Стихотворения, написанные поэтом за последние годы жизни, вошли в сборник «Любовь и ненависть».

Валентин Марьинский — член Союза писателей СССР.

Третьего января 1962 года вышел очередной номер газеты «Литература и жизнь». Номер как номер. Но необычно то, что читателей в этом номере больше всего привлекали стихи. Стихи ставропольского поэта Валентина Марьинского.

Исключительное внимание, с каким писатели воссоздают бытовые подробности войны, каждодневные будни фронта и тыла, обыкновенные в своей непроизвольности и человечности чувства и мысли обыкновенных людей, их житейские пристрастия и антипатии, то есть все то, что как бы и не имеет прямого отношения к бою, к главной солдатской работе,— вот это жадное внимание вроде бы к несущественному, к сопутствующему войне дает основание говорить о значительности и величии фронтовой  природе героизма Валентина Марьинского.

О стихотворении «Не пришедший с войны» тепло отозвался Константин Симонов. Через четыре года он в письме к автору повторил свою высокую оценку:

«…Когда я заново прочел Вашу балладу, у меня снова мороз подрал по коже, как тогда, когда я читал ее первый раз несколько лет назад, и снова вслух захотелось читать ее первому попавшемуся человеку… Повторяю, Ваша баллада произвела на меня, когда я прочел ее впервые, и производит сейчас самое сильное впечатление. Мне вообще кажется, что это одно из самых сильных стихотворений о войне, которые мне довелось читать после войны в нашей поэзии…»

Баллада командиру роты,
фамилия которого неизвестна.

За стеною, который не ведая год,
Человек, не вернувшийся с фронта, живет.
За высокой кирпичной больничной стеной
Слышен крик по ночам: «В наступленье!
За мной!»

«Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» –
Слышен крик вот уже восемнадцатый год.
Спит земля... людям видятся добрые сны.
Но не спит человек, не пришедший с войны.

Говорят доктора, наклонившись над ним:
«Трудный случай, наверное, неизлечим».
Задыхаясь в бреду, восемнадцатый год
Командир в наступление роту зовет...

А на стенке – часы безмятежно стучат,
А солдаты давно дома с женами спят.
Все окопы высокой травой заросли.
Тишина, только пение птичье вдали.

Лишь за этой стеной, за тяжелой стеной,
Бьется, мечется голос: «За Родину, в бой!»
Лишь один человек, только ночь настает,
Тянет руку вперед – в наступленье зовет.

Он с тревогой глядит на спокойных врачей.
Он не в силах фамилии вспомнить своей.
Где он жил? Где он рос? Где родные его? –
Неизвестно в больнице о нем ничего.

Белой веткой в окошко стучится весна, –
И не знает она, что такое война,
И не ведает, как за Кубанью-рекой
В рукопашную шел лейтенант молодой;

Как безжалостный штык перед грудью возник,
Как из сердца безумия вырвался крик.
Из палаты в палату всю ночь до утра
Коридорами длинными ходит сестра.

Там поправит постель, там прикроет окно.
Про себя помечтает: «Сходить бы в кино».
Капель в склянку нальет, и в положенный час
Лейтенанту больному лекарство подаст.

А на стенке часы — все стучат и стучат.
А в окне — кружат звезды, как стайка девчат.
И гудят поезда, и цветут города.
И, как птицы, летят над землею года.

Может быть, у того лейтенанта жена
Где-нибудь на Кубани тоскует одна.
Может быть, до сих пор в чудо верит и ждет
И, вздыхая, под вечер стоит у ворот.

Только он не придет никогда, никогда:
Он в атаку идет, он берет города.
«Не робейте, ребята! Ребята, вперед!» –
Он кричит по ночам восемнадцатый год.

Он не помнит ни мать, ни жену, ни отца, –
Снятся пули ему, да осколки свинца,
Да внезапные вспышки в тревожных ночах,
Да могилы друзей в чужедальних полях...

Беспрерывно – уже восемнадцатый год! –
Человек в наступление роту ведет.
Восемнадцатый год все идет он вперед.
Все идет он вперед, и назад — не придет.

Как видим, оценки читателей и профессионала полностью совпали. Таково же мнение и Николая Рыленкова, высказанное им в предисловии к книге Марьинского «Тревожные облака»:

«Есть в искусстве старое золотое правило, обязующее судить о художнике по самым лучшим его творениям… Имя Валентина Марьинского хорошо известно на Северном Кавказе».

Запоминаются стихи и о фронтовой гитаре:

Она была
Лицом другая,
Невидная,
Недорогая
И не блистала
Модным лаком,
А просто шла
Со мной в атаку.

Да, в атаку бойцу-поэту приходилось ходить не раз и не два. Враг был уже у самых ворот родного Кавказ.

В боях на Северном Кавказе был дважды ранен. После второго ранения попал в красноармейский ансамбль песни и пляски. Еще в школе у него было три увлечения: литература, музыка и математика. В ансамбле литература и музыка подали друг другу руку: писал стихи и музыку к ним. А третье увлечение? Демобилизовавшись, парень из станицы Марьинской сдал экстерном экзамены на физико-математическое отделение учительского института, потом стал, как и его отец, сельским учителем.

Многие стихи В. Марьинского положены на музыку. Песни Валентина Марьинского «А война продолжается» и «Котелок», напечатанные одна в альманахе «Кубань», другая — в ставропольской газете. В песне «Котелок» авторский лиризм вдруг вскипает гневными нотами. Образ фронтового котелка вырастает в песне до символа настоящей дружбы, жизни по большому духовному счету. Мысль у Марьинского, поэта и композитора, всегда сплавлена с большим чувством. Ему свойствен не только правдивый драматизм, но и глубокая несгибаемая вера. Писатель писал о любви, живущем в наших сердцах.

Легенда о Любви

Есть на свете легенда – такая, что встревожила сердце мое.
Я теперь уж, пожалуй, не знаю, от кого я услышал ее...
Там, где скал возвышаются груды,
Там, где реки лазури синей,
Жили-были в стране Изумрудов
Двое очень красивых людей.
У нее К словно золото косы
И как два самоцвета глаза.
В них сверкали весенние росы
И родные плыли небеса.
Он был статный, высокий и смелый.
Многих воинов сильных племен
В состязаниях неоднократно
Побеждал как достойнейший он.
Оба молоды, веселы были и здоровья имели сполна,
И родители их поженили,
Не просясь, как велит старина.
И они не ошиблись
Робея,
В час рассветный призналась она,
Что давно он ей жизни милее,
Что навеки в него влюблена.
Он молчал. Был он смел, но застенчив
И не мог о любви говорить. Догорали последние звезды.
Зажигалась полоска зари.
А жена все от мужа признанья ждала,
Не в силах уснуть
И вздымалась в неровном дыхании
Загорелая смуглая грудь... Шли года.
Он ходил на охоту, в скитания.
Возвращался порою в крови.
Окружал он подругу заботой,
Но, как прежде, молчал о любви.
Подрастали красивые дети,
Словно вешняя в поле трава.
Взгляд у мужа был нежен и светел.
Только где же признанья слова?
Как она их ждала...
А на свете в ту пору разразилась война...
Был Он ранен.
И умерли дети
И в плену оказалась Она
Но пять лун не взошло на поселок,
Вдруг посыпались стрелы,
как дождь.
Шли бойцы ее племени.
Вел их Поседевший без времени вождь.
Был, он страшен, врагов оттесняя
К темной речке, топя их в воде
И узнала жена молодая мужа
В сильном и смелом вожде.
В буре стрел он на шкуре бизона
Нес ее по дремучим лесам.
Он ей волосы гладил влюблено,
Но опять ничего не сказал.
Так и умер. Копали могилу
Меж деревьев больших и густых
Племя ночью вождя хоронило
По обычаям предков своих.
Редели факелы строем печальным.
Новый вождь принял стрелы и лук
Слышен был в тишине погребальной стук сердец.
И внезапно, и вдруг – «Он любил!» – вся листва прошептала
«Он любил!» – птичий слышится крик,
Будто птицы, деревья и скалы
Обрели человечий язык.
Внемлют воины, встав на колени,
С удивленьем на рощу глядят.
Но все громче звучит птичье пенье,
И все громче звучит в небесах.
«Он любил!» – гром летит над землею...
И впервые жена поняла,
что была эти годы глухою,
Что все годы слепою жила.
Он ходил на охоту, в скитанья,
Возвращался порою в крови...
Разве не было это признаньем
самой верной и нежной любви?
В буре стрел он на шкуре бизона
Нес и стрелы руками ловил.
Разве не было то подтвержденьем
В самой чистой и светлой любви?
И свершилось Великое Чудо –
Ночью солнце взошло в небесах!
Осветило страну Изумрудов
В золотых и весенних лучах.
То Любовь мир наполнила лаской
То любовь продолжала цвести,
Чтобы ясной, волнующей сказкой
К нам, потомкам далеким дойти...
Есть на свете легенда - такая,
что заполнила сердце мое...
Я теперь уж, пожалуй, не знаю
От кого я услышал ее.
Может в тихой осенней печали
Тихий дождик ее рассказал,
Может звезды ее прошептали,
Может я ее выдумал сам...

Список литературы

  1. Марьинский, В. Д.  Век стали и нежности: Лирика / В. Д. Марьинский: иллюстрации Е. Скрыпникова. – Москва: Московский рабочий, 1972. – 112 с.
  2. Марьинский, В. Д. За верстами – другие версты: Стихотворения / В. Д. Марьинский. – Ставрополь: Литературный фонд России, 1999. – 46 с.: ил.
  3. Марьинский, В. Д. Лирика / В. Д. Марьинский. – Ставрополь: Книжное издательство, 1974. – 126 с.

«Я годами и сердцем измерил Россию»
Ходунков Константин Дмитриевич
20.05.1929 -20.10.2022

Да святится все то,
Что прекрасно на свете, 
Доброта, теплота,
Бескорыстность людей,
Пусть все это живет,
Пусть останется в детях,
Повторится во внуках
И внуках детей

На долю его поколения действительно выпало немало испытаний, но оно, это поколение, и сегодня демонстрирует чудеса стойкости, жизнелюбия, оптимизма. В стихах Константин Дмитриевич скажет, что две точки ему всего дороже и роднее на огромной Земле: «Там, где юные трудные годы прошли, и где стал я российским поэтом».

Он родился 20 мая 1929 года в селе Орловка Каргатского района Новосибирской области. Учился, работал, служил в армии, женился всё там же — в далекой могучей Сибири.

В послужном списке были самые разные профессии — от рабочего до художественного руководителя районного Дома культуры. Но однажды в его жизни всё изменилось: в 1966 году с семьей переехал жить и работать в Ипатовский район — на Ставрополье. Здесь успел и партийную карьеру сделать, и творчески раскрыться. В своей судьбе Константин Дмитриевич фактически воплотил почти все основные этапы биографии страны во всех пережитых ею сложностях, проблемах, трагических конфликтах: подростком ощутил тяготы военного времени, освоил, как делали тогда все его ровесники, рабочие специальности, потом окончил культпросветучилище, пединститут, стал дипломированным учителем истории. При этом во все времена оставался принципиальным человеком, никогда не отказывался от своих взглядов. Именно этой верности себе, своей стране, своим клятвам и родным людям многие могли бы поучиться у Константина Ходункова.

Поэтическая же судьба – образ его души – запечатлена, конечно, в стихах, которые, по признанию коллег, стали значительным вкладом в развитие ставропольской литературы и журналистики. Недаром автор был удостоен престижной премии им. Германа Лопатина.

Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, автор более двух десятков книг, писать он начал рано, но по-настоящему занялся этой работой уже в весьма солидном пенсионном возрасте: прежде слишком много времени и сил отнимала работа, ведь он привык отдавать себя делу без остатка. В 1995 году был издан, а через два года переиздан его роман «Жестокий век», далее один за другим выходят сборники стихов, очерков и рассказов «Низкие домики», «Очнитесь, люди», «Здравствуй, новое тысячелетие» и другие.

Константин Ходунков был разносторонним автором, не только поэтом, но и историком, философом и гражданином. И каждый раз словно пропускал через себя тревоги и ожидания народные:

Слетел в историю на нервах двадцатый неспокойный век.
И вот сегодня двадцать первый берет в грядущее разбег.
Стучат неистово колеса, и поезд века, как шальной,
раскачивая штольни, рвется в объятья бездны роковой...

Особое место в его поэзии и прозе занимали строки признательности великим учителям в литературе — А. Пушкину, М. Лермонтову, Н. Некрасову, И. Крылову, А. Горькому, М. Шолохову, А. Твардовскому, К. Симонову, Е. Евтушенко…

За вдохновением и новыми темами он часто обращался к природе Ставрополья, которую давно и крепко полюбил всем сердцем. И потому с такой любовью рассказывал о людях ставшего родным.

Книга К. Д. Ходункова «Зарисовки эпохи»

Книга К. Д. Ходункова «Зарисовки эпохи» — это своего рода свидетельство, результат, отпечаток глубоких личностных переживаний, боль за судьбу своего Отечества человека, прожившего долгую жизнь, знавшего не понаслышке, а пережившего все главные этапы становления, развития и краха первого в мире рабоче-крестьянского государства. Книга, в которой прослеживается болезненный протест против дискредитации социального уклада жизни общества, в котором нет эксплуатации человека человеком, шельмования слабых сильными, межнациональной розни и дикого социального неравенства. Важное место в книге отводится морально-этическим ценностям, литературному духовно-нравственному наследию, на основе которого в значительной мере формируются стержневые созидательные силы государства.

В предисловии к книге, написанном доктором филологических наук, профессором Вячеславом Головко, сказано: «Создание такой книги — нравственно ответственный поступок поэта-гражданина».

О чём и о ком книга? Прежде всего, она — о России, о её судьбе — её прошлом, настоящем и тревожном будущем, о бесконечной любви автора к ней, которую он выразил следующими строками:

О, Россия моя,
О, родная земля,
Я люблю тебя нежно и искренне.
И не знаю других,
Кто б тебя так любил,
Но боюсь, не смогу это высказать.

Эта книга о людях России, образующих её культурное ядро, таких как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и многих других из этого ряда. Это книга о революционерах, создавших советскую Россию, — о Ленине, Сталине, Дзержинском, о людях, защитивших советскую власть с оружием в руках, — о В. И. Чапаеве и Г. К. Жукове, об И. Р. Апанасенко и Д. М. Карбышеве, о многих других героях. В ней можно прочесть проникновенные строки о деятелях международного коммунистического движения, начиная с Мао Цзэдуна и заканчивая Уго Чавесом. Кажется, Константин Дмитриевич задался целью объять необъятное — высказать свои сокровенные мысли обо всех общественно значимых личностях, как составляющих славу и гордость советской и нынешней России, так и о тех, кто принёс ей множество бед и проблем. Не постеснялся их, говоря словами В. В. Маяковского, «вставить» в свою книжку, ибо и они — все эти Горбачёвы, Ельцины, Грачёвы и прочие Чубайсы — увы, тоже наша история, и политическая, и нравственная. Не забыл автор и о земляках-ставропольцах — поэтах и писателях, например о В. В. Нарыжной, Г. С. Фатееве и других. И не только о них. В книге содержатся очерки о политиках и хозяйственниках Ставрополья — М. А. Суслове, Ф. Д. Кулакове, В. А. Морозе. Легче назвать тех людей, которым не нашлось места в книге, чем перечислять фамилии, включённые в неё.

О ком и чём бы ни писал человек, всегда он пишет прежде всего о себе. Характеристики других людей говорят больше о самом человеке, чем именно о них. Потому в каждой строчке, написанной К. Д. Ходунковым, обнаруживается свечение его собственной личности — идейно преданной, государственно ответственной, страдающей и страстной, невольно берущей на себя вину за других людей. Вот какие строки он посвятил В. И. Ленину:

Стою на площади без шапки
Перед тобою, мой Ильич.
У ног твоих цветок увядший
Да кем-то брошенный кирпич.
Хочу понять: что вдруг случилось?
Больное сердце точит грусть:
Неужто зря в огне кружилась
Тобою вздыбленная Русь?..

«О, Россия моя!»

«О, Россия моя!» — уже только одно это название книги говорит о гражданской заостренности, свойственной всему творчеству К. Д. Ходункова. В книге стихов «О, Россия моя» автор через судьбы людей, события стремится осмыслить новое время. У Константина Дмитриевича есть свой собственный читатель, которому созвучны его мысли, чувства, поэтическая душа и особая картина мира.

«Земля величия и боли»

Узнать, как проходило становление творчески одаренной личности в лице поэта, читатели могут из книги «Земля величия и боли». Там же автор делится и своей крайне тяжелой жизнью, как мать одна поднимала четверых детей, двое из которых впоследствии умерли от голода в два года и в четырнадцать лет, а одежда первокласснику Константину была куплена за школьные средства. Своей писательской деятельностью Ходунков обязан именно директору той самой школы, который раскрыл непревзойдённый талант в ученике. А спустя время его стихи украшали армейскую газету.

Константин Ходунков писал: «Я глубоко убежден, что в основе творчества поэта должна быть подлинная любовь к человеку, к жизни, к Родине, ко всему прекрасному. Поэзия — это своего рода кузница, где выковывают нравственные качества народа. Именно через нее идет постоянная и чрезвычайно напряженная работа духовного оздоровления народа».

Список литературы:

1. Ходунков, К. Д. Зарисовки эпохи. Пропущенное через сердце / К. Д. Ходунков. – Ставрополь, 2015.– 310 с.
2. Ходунков, К. Д. Земля величия и боли  / К. Д. Ходунков. – Ставрополь, 2010. – 369 с.: ил.
3. Ходунков, К. Д. О, Россия моя! Зарисовки сущего. На стыке двух тысячелетий / К. Д. Ходунков. – Ставрополь, 2019. – 532 с.
4. Бондаренко, Н. Ф. Эпоха, схваченная сердцем [Электронный ресурс]. – URL: https://kprf26.ru/3073 — (Дата обращения 13.05.2024). – Загл. с экрана.
5. Юбилей К. Д. Ходункова «Я годами и сердцем измерил Россию»: [21 мая 2019 года в Ставропольской краевой научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова состоялся юбилейный вечер, посвященный 90-летию писателя К. Д. Ходункова] – URL: https://skunb.ru/node/9977 — (дата обращения 17.05.2024). – Загл. с экрана.